суббота, 26 сентября 2020 г.

Важность изготовления собственных карт в практике Таро

 

Вам предлагается купить красивые  и блестящие картинки, по тому, что вы ленивы и глупы. Так было всегда. Именно по этой причине Таро стали печатать методом ксилографии, именно по этому карты имеют такой дизайн. Это для тех людей что не способны запомнить очередность карт, не способны воспроизвести по памяти детали изображений. Им лень резать картонки и рисовать на них картинки. Они ноют, что для этого нужны какие- то навыки, время и желание. Люди глупы и ленивы. По этому им предлагают книги с готовыми списками значений карт, всё разжевывают как детям, но и тогда люди ноют, что всё это трудно запомнить, потому существуют сотни сайтов и приложений для смартфонов, где карты сыплются на экран сами и выскакивают предсказательные тексты к ним. Будем честны - Людям лень читать карты и размышлять над интерпретациями расклада. Им лень тасовать карты и даже лень читать тексты больше четырёх предложений. Ожидать от них такого подвига как изготовление собственной колоды, просто дико. С этим придется согласиться, как и с тем, что такие люди никуда не движутся.

Не секрет, что люди в местах лишения свободы тоже хотят развлечений и одно из таких культовых развлечений для каторжан - игральные карты. Фабричные карты называют “вольными”, а самодельные, тюремные карты именуют “стосы” или “стиры”. Когда- то я думал, что самодельные карты грубы и примитивны, но увидев какое- то количество таких самодельных колод, понял что всё совсем наоборот. Фабричные карты не выдерживают никакой критики по сравнению с самодельными картами заключённых. Эти карты не просто произведения искусства. Калька выкрашенная в чёрный цвет краской для одежды, с двух сторон слипается кипятком к флюраграграфической плёнке. Колоду затачивают кусками битого стекла так, что “ломаная” (разделённая на две стопки) колода входит карта в карту. Это важно при тасовке, потому как тасовка становится почти контролируемая. Из упаковочной фольги вырезаются трафареты для печатанья мастей- “стиры”. Для чёрных карт используют золотую и серебрянную краску втираемую через трафарет пальцами. Для короля, валета и дамы пропечатывают геометрический узор, почти так же как это делалось в самых древних картах мамлюков. Никаких лишних цифр или обозначений мастей как в фабричных картах. Готовые карты натирают парафиновой или восковой свечкой и полируют тряпочкой. Такие карты не боятся влаги и выдерживают многосуточную игру, в то время как фабричные карты превращаются в лохмотья уже через сутки безостоновочной игры. Тюремный стос делается для игры. Для получения удовольствия от игры, как инструмент профессиональной игры и как уникальный продукт творчества. Многое что можно делать с такими картами, не получится сделать с фабричными.

Узнав как создаются тюремные стосы, я задумался, что если человек оказавшийся в местах не столь отдалённых захочет продолжить свои занятия с Таро, но не будет иметь возможности заполучить фабричные карты? Что он будет делать? Оставит это занятие или найдёт способ сделать себе новую колоду? Будет ли он вообще этим обеспокоен? При том, что Таро - это прежде всего покупная, фабричная продукция, сложно даже предположить, что заставит человека прийти к мысли о изготовлении колоды своими руками. Каковы ситуации, когда нет возможности получить очередную колоду Таро или утратить единственную имеющуюся? Что если той колоды к которой привык как к единственной и уникальной, больше нет? При том какое стало Таро сегодня, изготовление своей колоды прежде всего затруднено тем что должно быть изображено на картах. В отличии от игральных карт - это картинки похожие на иллюстрации, что предполагает какие- то минимальные художественные навыки. На картинках изображены люди, но не всякий в состоянии нарисовать человека. Это требует времени и навыков. В этом плане, трафаретные “стиры” более мануфактурны. Это и штучный продукт и в то же время, воспроизводимый в больших количествах.

Арканы (секреты) Таро, кроются в изображениях. Каждый элемент имеет значение. Поворот головы, атрибуты в руках, элементы одежды и окружения, даже количество камней на земле и лучей от солнца или луны. Одно дело смотреть на купленные карты и читать что означают изображения на них, и совсем иное дело когда вы самолично формируете изображения на картах согласно тому какой объем символизма вам известен и какую его часть вы хотите поместить на свои рабочие карты. Все советы по изготовлению карт что я нашёл, касались только подготовки изображений для печати. Этот путь считается единственно осмысленным. Как будто карты создают исключительно амбициозные люди, только для того чтобы посоревноваться в искусности художника, издать тираж, заработать деньги и авторитет. Мир Таро делится на тех кто рисует и издаёт карты и на тех кто их покупает. Среди тех и других нет тех кто создавал бы “рабочие” карты созданные для повседневного использования. Карты которые не жалко испортить или потерять, потому что можно с лёгкостью сделать еще лучше чем те что были сделаны до этого. Карты для “здесь и сейчас”, а не для конкуренции в изобразительном впечатлении для продажи сотен и тысяч копий. В двадцатом веке, создание оригинальной колоды длилось не меньше года, а изготовление марсельского таро на кухне из упаковочного картона, с применением ножниц и маркера занимает 5-6 часов.

Так я переключился от покупок новых колод к изготовлению самодельных колод для себя, чтобы найти подходящий дизайн карт для тех или иных задач. Каждый следующий этап, знаменуется созданием новой колоды. К примеру, на текущем этапе мне не важна информационная нагрузка связанная с символизмом цвета элементов карт. Когда (если) она мне понадобится, я начну раскрашивать карты. Мне не важно наличие или отсутствие рубашки. На это я не обращаю внимания. Особенно когда карты из чёрного картона. Я начал с изображения только атрибутов на картах. Как можно меньше рисованных элементов. Только самое важное. Затем начал усложнять элементы на следующей колоде и раз за разом что- то переделывал или добавлял изучая старинные колоды близкие к Марсельскому Таро. Сами рисунки марсельских карт предполагают итерерование и постоянное тиражирование изображений самыми примитивными способами. Это идеально подходит для изготовления самодельных карт. Кому- то это покажется блажью и баловством, но мне мои карты действительно удобны и я нашёл для себя тот формат и способ который устраивает меня. Подбирал нужный картон, находил наилучший размер, инструменты рисования и свою версию дизайна для рисунков карт. Оказалось, что это переносит само восприятие пути Таро на какой- то совершенно новый уровень. Эти карты тасуются по другому, они становятся частью восприятия, потому как их можно испортить и потерять, но всегда сделаю лучше. Эти карты обладают своей волей и судьбой. Они становятся частью атмосферы окружающей вас и физическим воплощением вашего мастерства как тароманта.

Я видел ролик в котором проводили эксперемент. Подопытным предлагали провести в изоляции 120 часов. Без гаджетов и систем связи, но разрешалось взять с собой только три вещи. Не многие выдержали до конца эксперемента. Я подумал, что взял бы с собой бутылку чернил, мою перьевую ручку с загнутым пером и пачку офисной бумаги для принтера. После чего попросил бы, чтобы меня не беспокоили месяца два - три. Надеюсь, вы понимаете о чём я говорю.

Карты которые я использую в этой книге, были сделаны так: Я купил в канцелярском магазине альбом для рисования. Это был альбом из чёрного, художественного картона, достаточно плотный, но не толстый. Там же, я купил белый корректор, которым закрашивают ошибки в тексте. Этот корректор, по сути как рапидограф или изограф, наполненный белой быстро сохнущей краской. Достаточно стойкой и водоустойчивой. Я извлек все листы картона из альбома и нарезал по линейке, канцелярским ножом карточки размером пять с половиной сантиметров на восемь с половиной сантиметров. Почти как визитные карточки. Такой размер удобен для тасования и больших раскладов. Углы карточек я срезал ножницами и тасуя колоду подравнял примерно так же как это делают при изготовлении стоса. К моему удивлению, колоду даже стало возможно тасовать методом “карта в карту”. Белым корректором я отрисовал все карты в колоде, после чего длительное время использовал колоду для раскладов. Позднее, залил мебельным лаком из балончика, после чего карты стали жестче и немного тяжелее. Некоторые карты я перерисовывал. Через какое- то время, я отсканировал всю колоду и оттрассировал в векторные изображения в программе inkskape, затем экспортировал каждую карту в формат eps и поместил в программу для создания шрифта fontographer. Это дало мне возможность воспроизводить расклады в любом текстовом редакторе, просто нажимая клавиши на клавиатуре. Именно так я воспроизвожу карты и расклады в этой книге. Просто нажимая клавиши как при наборе текста. Колода как бу замёрзла. Её образ был зафиксирован и стал подобен любой колоде подготовленной для тиражирования. При этом, существует только один оригинал этой колоды. Той, которой я пользуюсь в данный момент. А в книге вы видите её тень. Это тень марсельского Таро. Настоящего марсельского Таро, созданного вручную, как много веков назад. Тень живого Таро, что используется для практики и развития. Это Таро ещё раз доказало свою жизнеспособность и функциональность, вы же видите лишь его тень. Не можете ухватить или пощупать.

Получив Таро в виде компьютерного шрифта, я обнаружил, что любой может скачать шрифт, набрать карты как текст в любом текстовом редакторе, подобрав нужный размер и распечатать на офисном принтере, на простой бумаге. Нарезав отпринтованные листы ножницами, получит готовую “одноразовую” колоду для экспериментов или изучения. Всё просто и доступно.

Я постоянно ищу и изучаю в интернете всё что связано с иконографией таро. В подавляющем большинстве случаев, это иллюстрации на тему сюжетов карт таро. По другому, я это охарактеризовать не смогу. Художников вдохновляет таинственность и символизм карт таро и они всегда концентрируются на художественном аспекте изображения, стилистике, своей интерпретации тех карт, что им приходилось видеть и той краткой информации, что им довелось найти. Редко, можно найти почти функциональные изображения, которые можно было бы использовать в практиках картомансии, но в основном это просто красивые иллюстрации. Художники стараются передать ощущение таинственности и мистичности символизма своих рисунков, но в компьютерной графике нет ничего магического, а перенасыщенность излишними и неуместными деталями, обескураживает и выдаёт профанацию вместо загадочности и смысловой глубины. Мало кто из художников сумел отрисовать всю колоду таро целиком. Тем более, сами художники не пользуются своими колодами, а если отпечатывают и начинают использовать, то быстро охладевают, решая что их дело рисовать, а дело потребителей- гадать. Так дело не пойдёт. Эгрегор непосредственной мудрости таро, начинает деформироваться под давлением таких огромных наслоений “сувенирных” колод. Есть только один способ создать действительно рабочую и глубокую колоду - отрисовывать самостоятельно, использовать регулярно самому, постоянно обновлять или менять колоду, перерисовывая карты раз за разом. Через много лет такой практики, у вас накопится достаточно понимания, как должна выглядеть ваша колода и как ей пользоваться. За это время, накопится достаточно рабочих колод и вы сможете зафиксировать во времени какие- то из них, просто отсканировав и распечатав современными типографскими средствами.

Мне стоило некоторых усилий, чтобы побороть амбиции и повременить с изданием собственной колоды. Я понял, что мой путь изучения Таро уникален и вряд ли найдётся достаточно последователей, готовых двигаться по этому пути.

В какой-то момент, при написании этой книги, моя чёрная колода стала транслировать весьма тревожные флюиды. Слишком много пребывая в руках, какие- то мои опасения и страхи впитались в ткань колоды и она стала структурировать эти мрачные образы, конкретизируя их в странные и предупреждающие расклады. В основном всё сходилось и в краткосрочной перспективе проявлялось как и было предсказано, но не так страшно и критично, как это ощущалось от раскладов. Это стало раздражать и я решил на время оставить эту колоду в покое. Возможно она отработала своё и время жизни такой колоды определяется не изношенностью, а какими- то иными факторами, что затруднительно описать. Надо сказать, что я не активировал эту колоду сразу после того как её отрисовал и пользовался ей даже когда она ещё была не полностью укомплектована. Процесс выкладывания всей колоды в некую схематическую мандалу, я склонен называть верификацией, а не активацией. Верификация или валидация колоды помогает определить, правильно ли она укомплектована. Все ли карты на месте. В моей чёрной колоде оказалось две недостающие карты и два лишних дубликата, что пополнило мою коллекцию курьёзов комплектации колоды. Всё было исправлено моментально и колода стала ощущаться иначе. Достаточно заменить пару- тройку карт, что тревожат вас от расклада к раскладу и колода модифицирует своё поведение. Как вариант, можно переключиться на какую- то иную колоду, даже покупную, но по скольку я выработал намерение двигаться по пути создания собственных колод, то вполне закономерно придумать что- то ещё и начать новую колоду.

В какой-то момент, мне захотелось поэксперементировать с добавлением селестиалов или планетарных карт. Добавить их оказалось делом пары часов. Я придумал дизайн символов, содержащий отсылки к мифологическому символизму. Четыре крыла Сатурна и полумесяц, полумесяцы Селены и Прозерпины или раковина Венеры с каплей Урана. Эти маленькие карточки, размером 4 на 5 сантиметров показали себя самым приятным образом. Читать их было очень легко, а расклады были объёмистыми и пропитанными удивительным мистицизмом.

В моём случае, колода начинает проявляться сразу после пробуждения. Обычно ещё в полусонном состоянии, сразу после пробуждения, лёжа и не открывая глаза, я начинаю воспроизводить процесс отрисовки карт, наблюдая сразу за тем что получается в результате. На этот раз я понял, что не хочу отходить от тёмного картона и даже если это будет не чёрный картон, а коричневый или какой- то цветной, то не белый точно. Белую бумагу я воспринимаю как промежуточный продукт или материал для полиграфии. Крафтовость карт определяет уникальный картон. В то же время, я подумал, что стоит шагнуть в сторону цветности, чтобы отойти от негативного минимализма. Сразу понял, что наиболее подходящий способ- это использовать акриловые краски, причём сразу создавая цветовые пятна карт и уже после, по необходимости детализируя получившийся рисунок маркером или кисточкой. По сути, двигаясь в сторону миниатюризма, обнаруживая что размер карты придётся увеличить в ущерб функциональности и портативности. Акрил позволяет перекрывать один цвет другим, в отличии от акварели. Акрил более влагостойкий и крепкий чем гуаш и не требует дополнительного закрепления поверхности, что позволяет тасовать карты не пачкая пустые рубашки и не стирая красочный слой, при этом оставляя возможность добавлять что- то к изображениям уже готовых карт. Это кардинально меняет подход к содержимому изображения на карте, позволяя накладывать слои и обновлять рисунок карты. Именно то что мне было нужно на этом этапе. Процесс создания такой колоды, теперь уже стал не нормируем какими- то временными рамками и было бы сложно сказать, что вот колода уже точно готова. Такая колода находится в процессе создания на протяжении всего цикла своего существования как рабочая колода для раскладов или изучения влияния образов Таро на действительность. Только соединив аспект Таролога исследователя, картоманта и художника в единое целое, удалось нащупать этот путь изучения того как может проявиться и материализоваться действительно “магическая” колода.

Мне оказалось достаточно трёх лет отрисовки карт, чтобы обнаружить, что всякий раз когда я продвигаюсь на шаг вперёд, в плане изучения этого пути, в моей жизни наступают существенные изменения. Причём в лучшую сторону. Как будто, настроение, энтузиазм, удовольствие от процесса, необходимое для создания колоды, закрепляются где-то в пространстве скрываемом самими картами и уже сам процесс запускает некие механизмы трансформации ситуационных процессов в моей жизни, обогащая её новым, полезным, осмысленным. Таким образом, рисование таро- это уже вид практики, конструирование и трансформирование ключевых аспектов реальности, структурирование интерпретационного слоя, что необходим для формирования индивидуального мира практикующего. Такая значимость и влиятельность этой практики, заставила меня с крайней осторожностью и серьёзностью отнестись к созданию колод. Визуализация требует больших промежутков времени и тщательной подготовки, а сам процесс должен быть быстротечен и виртуозен. В этом случае, практика работает в полную силу.

В каком случае, иметь много покупных колод - хорошая практика?
Бывает, что использование одной колоды длительное время, приводит к тому, что колода накапливает ассоциативно сенсорный флюид или шлейф. Колоду не хочется больше брать в руки, потому как с этим связано некоторое количество негатива или какие- то иные ассоциации. Изображения карт вызывают связи с событиями ими предсказанными и это вызывает чувство отторжения. Всякий раз, отрисовывать новую колоду, не выход, потому как вы отрисуете колоду уже наполнив её негативными ассоциациями. Само Таро будет вам неприятно. Выход- обратиться к купленной колоде. Желательно новой.

На такой случай, у меня имеется перечень наиболее интересных для меня колод, часть из которых у меня уже есть, а некоторые, я мог бы купить, если такая ситуация возникнет. У меня даже есть пара не распечатанных колод в плёнке на такой случай. Если у вас накопилась коробка полная колод, то там всегда найдётся несколько старых колод, которые будут ощущаться как новые.

Я люблю переключаться на экзотические или исторические колоды вроде Мантеньи, Минчиате, Висконти, Вирта или Лайонеля. Важно не только сменить картинки, но обратиться к обновлению понимания самой структуры колоды, трансформировать отношение к интерпретациям. Это позволит вам развиваться, а не превратиться в окаменевший догмат веры в “Истинное Таро”. Важно помнить, любая колода что создана конкретным автором - это фиксация его мировосприятия и его уровня развития, на момент создания этой колоды. Используя авторскую колоду, вы принимаете этот взгляд на мир и это вас меняет. По этой причине люди стремятся к разным колодам. Это вопрос выбора. Более того, в разные периоды жизни, людей тянет к использованию разных колод. Это говорит о движении, изменении мировоззрения, взрослении и развитии. Таким образом, заменяя покупку очередной колоды, отрисовкой своей, можно отслеживать свой рост, изучать собственное мироощущение. Это может оказаться более действенным.

Комментариев нет: