вторник, 21 января 2020 г.

Тарок своими руками.



Порядка половины тысячеления тому назад появилась традиция игры в Тарок. В тот период времени небыло печатной индустрии или массмедиа. Развлечений было не болше. Не все умели читать и писать, но потребность в развлечениях или удовлетворении информационного голода была. Игра в четыре рода войск- Чатуранги, уже была распространена в азиатском регионе и как одна из таких разновидностей, ходила в виде игровых карт мамлюков. 52 карты включали в себя 4 масти, имели султана, старшего и млпдшего визиря, а так же по 10 номерных карт в каждой масти. Эти карты в неизменном виде прошли сквозь века, сохранив структуру колоды. Попав в Европпу, эти карты подверглись трансформации. Масти сохранились, фигурам двора добавили ещё одну, но самое значимое- образование масти "триумфов".

Триумфы были исключительно европейским изобретением, появившимся в средневековой Италии. Мода на игру в Триумфы или как это назвали позже "Тарок" распространилась как лесной пожар, сначала среди аристократии, а затем, проникла во все слои общества. Карты трансформировались, колоды могли состоять как из десятка карт, так и из нескольких сотен. Это было настольное развлечение как для уединённго времяпрепровождения, так и для весёлой компании. Для игры в Тарок, требовалось не столько везение, но острый ум и стратегический расчёт. Эта игра вне всякого сомнения, держала ум в тонусе и позволяла разогнать тоску. Гадательный аспект этих карт появился позже и не имел такого широкого распространения как игровой. Ещё в 19 веке игра в Тарок была популярна в Петербурге, но уже к началу 20 века, игру забыли. Появились газеты, книги, а игральные карты уже давно стали такими каковыми мы их знаем сейчас. Трефы, бубны, черви, пики, валеты, дамы и короли и всё те же 10 карт каждой масти с арабскими цифрами. Игра в Тарок была зыбыта.

В период распространения карт с триумфами (козырями) в Италии и Франции, появилась и сакральная традиция. Карты структурировались по содержанию, внутренней связи, обрели метафизический, философский, сакральный аспект. Религиозные символы, алхимические метафоры обратили на себя внимание окультистов и карты для Тарока прочно обосновались в их обиходе, выполняя функции алхимического кодекса или некоей, тайной доктрины. Уже когда Тарок стал таким каким нам он известен сейчас, начались эксперементы по соединению астрологии, каббалы, алхимиии, христианского символизма с картами. Это стало называться "Таро". Способ народного распространения и освоения Таро был весьма прост- нужно было мнемонически запомнить структуру всей колоды, осмыслить и понять семантику и симеотику изображений принятых к нанесению на карты, после чего как- то смастерить их. Обычно карты мастерили для себя или на заказ. Если карты заказывались ко двору знати, то это были произведения искусства выполненные мастерами миниатюрной живописи. Карты были большие как картины, в золоте, обёрнуты с обратной стороны кожей или пергаменом. Такие карты, часто вешали на стену, чтобы по долгу любоваться на них и размышлять над секретами скрытыми в аллегориях. Люди попроще, часто не могли позволить себе заказывать или преобретать колоду Таро. Это было дорого и не всегда доступно. Приходилось делать карты из подручных средств, на кусках кожи, добытой бумаги или пергамента, разделяя материал на кусочки и рисуя чем придётся по памяти. Изящно изобразить все фигуры мог не каждый. Карты были грубоваты и простоваты, но они годились для исследований каких- то аспектов магических практик или для той же игры в Тарок. Те кому удавалось потратить достаточно времени на изучение и создание нескольких колод, неприменно оказывались в центре внимания среди окружающих и не редко получали заказы на создание колод для продажи. Вот тогда, на смену рисованию приходили оттиски. Нужно было взять доску и вырезать изображения всех карт как клише для оттиска. В этом случае, можно было получить несколько сотен колод приемлемого качества и ещё несколько сотен качеством по хуже. Доска могла выдержать до тысячи оттисков перед тем как приходила в негодность. Карты красили не всегда. Достаточно часто это были просто черные оттиски которые покупатели могли раскрасить сами, если бы захотели. Покраска была грубой и не всегда по трафарету. Обычно в два цвета или максимум пять. Такие карты были уже коммерческой продукцией, а занятые в этом деле артели могли называть себя печатным домом.

С появлением более совершенного оборудования для репродуцирования изображений печатным способом, традиция рисования карт свелась к минимуму. Игральные карты издавались литографическим способом до самой середины 20 века. Затем, печать стала офсетной, а после- цифровой. Ежегодно появляются тысячи новых колод Таро, предназначенных для гадания или коллекционирования, тиражи огромны и спрос только растёт. Таро перестало быть тем чем оно было пять сотен лет тому назад и стало чем- то совершенно иным. Связь времён почти потеряна. Английская традиция таро, образованная в конце 19 века и развившаяся из Золотой зари века 20, стала доминирующей. Найти людей ищущих потерянные традиции, всё меньше. Тем не менее, не многочисленные приверженцы французской школы таро продолжают поиски и выработали некое направление, которому остаются верны. В "Марсельских картах" не принято прорисовывать номерные карты. Компановка символов мастей становится ключом к пониманию значения самой карты. Игральные карты для покера и марсельские сохранили в этом плане тесную связь. Сами символы трансформируются не значительно, так чтобы их можно было распознать. Более всех тут проработан дизайн масти мечей. Он почти не изменился по сравнению с картами мамлюков. Это дугообразные лезвия- клюшки, отличительная особенность марсельских карт. По сравнению с итальянскими, в марсельских картах минимизированы перевёрнутые карты. Мечи, жезлы и монеты, номерных карт, часто не имеют перевёрнутой формы. Особое внимание уделяется к повороту фигур карт триумфов и двора. Марсельские карты выкладывают "полотном", получая мозаичную картинку, где карты начинают становиться частью целой картины, карты смотрят друг на друга, продолжаются одна в другой. Карты английской школы, часто развёрнуты на зрителя и не взаимодействуют между собой. Они более пафосны и статичны. В 20 веке сторонники марсельской традиции, начали расчищать наслоения дополнительных и порой излишних наростов на картах. Это каббалистические символы, астрологические знаки, симнительные надписи и нумерацию. В идеале, марсельские карты должны быть понятны сами по себе, без дополнительных обвесов. Картомант или игрок тем более продвинут, если и без того знает как сделать карты и что на них изобразить, так чтобы другой осведомлённый человек тоже смог использовать его карты по своему разумению. Усложнения и излишества- это путь к искажениям и потере исходного смыслового значения карт. Тем не менее, имеется некое пространство для исследований и эксперементов со своими версиями карт. Рисунки карт могут бять символичны и абстрактны, но узнаваемы. В этом плане, колоды английской школы вынуждены использовать схожие методы графического дизайна. Тем не менее, отрисовка своей колоды не для печати, но для сиюминутного использования по назначению - почти потеряна. Важность умения сконцентрировать символику в простые и лаконичные формы, считается малозначительной, но это не так. Истинное Таро или тарок - это возможность создать сами карты из ничего, используя всё что попало под руку. Ножницы, любая бумага, любые канцелярские инструменты. Важно получить колоду как можно быстрее и сразу пустить её в дело. Постоянно менять карты, совершенствую рисунки, избавляясь от карт накопивших "дурной шлейф" или карт которые "темнят". Я считаю, такую практику весьма важным аспектом картомансии.

Комментариев нет: