воскресенье, 13 ноября 2016 г.

Универсальный язык в фильме "Прибытие".


В фильме "Прибытие", главный персонаж- профессор лингвистики, которая пытается наладить коммуникацию с пришельцами. Для фильма был разработан универсальный язык, на котором говорят пришельцы. Существа, у которых нет понятий верх- низ, вперёд- назад, прошлое- будущее, имеют не линейный язык логограмм. Отдельные смысловые значения, обозначаются как графическое пятно- логограммы. Логограммы комбинируются вместе, для создания длинных сентенций с глубоким, многоуровневым смыслом. Получается круг, содержащий набор логограмм, без определённой последовательности и пунктуации. Это не линейный язык. Логографическая сентенция воспринимается как единое целое. Распознавание отдельных логограмм в сентенции, происходит за счёт толщины, кривизны, деформаций графического начертания. Начертание логограмм модифицируется глаголами добавочных штрихов, читаются в различных направлениях, что даёт огромную гибкость в комбинаторике конструирования предложений- сентенций. Это качественно новый подход к лингвистике. Изначально, для фильма был создан словарь логограмм чуть больше ста единиц. В самом фильме использовалось около 70 логограмм. Так же было создано программное обеспечение для записи и чтения на этом языке. В фильме он так и назван- "Универсальный язык".
Создатели фильма обратились к языковым экспертам, поставив перед ними задачу- найти способ коммуникации с существами существенно отличающимися от человека не только внешне, но и способом мышления. В фильме, китайская группа контакта, приходит к выводу, что не возможно научить пришельцев мандаринскому диалекту в сжатое время и они решают обучить пришельцев игре в маджонг, как способу коммуникации. Японская группа использовала виолончели и музыку, Южноамериканская группа использовала язык жестов. Это был процесс перебора проб и ошибок как для создателей фильма, так и для персонажей- участников киноленты. Идея использования маджонга, как средства общения была оценена как эффективная, но опасная, по скольку в игре есть конкуренция, проигравший и победитель. По этому, в фильме, китайская группа интерпретирует результат игры не в свою пользу, решаясь на агрессивные действия по отношению к пришельцам. Особенно интересна идея о том, что языковая структура сказывается на мышлении, мозговой деятельности. Главная героиня, изучая язык пришельцев меняется. Её мозг обретает способность вспоминать события прошлого и будущего, как если бы и те и другие уже произошли. Нелинейность языка, нелинейность событий. Целая мировоззренческая концепция может быть сконцентрирована в одной единице смысла, как вся человеческая жизнь, всё прошлое и будущее, от рождения до смерти, сосредоточено в каждой единице времени.

Комментариев нет: