понедельник, 5 октября 2009 г.

Игры и зеркала

Будет ли мир похож на сплошную онлайн игру с социальной сетью в придачу? Игра в "Общество", "Симс" или "Дом2"? Есть ли между ними разница? Только в интерактивности. "Выберите вашего персонажа" или "Выберите вашего Президента". Будет ли разница? Я захожу "В Контакт" 2015 года и делаю там и то и другое. Социальная сеть как онлайновая игра. Вся цивилизация как интерактивная медиа- среда. Я уже почти уверен, что будет именно так. И меня это не восхищает ни чуть. Я не играю в игры, хотя делаю их. Не интересуюсь социальными сетями. Не смотрю телевизор, хотя делал видеоролики, рекламу и заставки. Почему? Ведь по идее должен. Как минимум по причине специализации в этих сферах. Первая причина- взгляд со стороны. Мне достаточно пролистать обобщённый обзор по игре, несколько скриншотов, посмотреть несколько игровых журналов, чтобы сориентироваться в играх. Телевизор я пробовал смотреть, но после 5-6 летнего перерыва это похоже на дикую кунсткамеру где клоуны и маньяки мелькают в карусельном калейдоскопе в перемешку с актёрами и политиками, в самых неожиданных ракурсах и сочетаниях. Не то чтобы телек вызывал у меня какие-то эмоции, положительные или отрицательные. Никаких вообще. Абсолютно бессмысленная мешанина. Оставлю телевизион там где был. На эту тему уже много сказано. "Зомби ящик", "Разжижитель мозгов", с этим всё понятно. Вот компьютерные игры- штука куда более запутанная и сложная. Прошло около 30 лет с момента когда Понг, Пакман и Тетрис начали эволюционировать в виртуальную реальность с тысячами сетевых игроков. Есть закономерность между социальными и геополитическими потрясениями и всплеском интереса к компьютерным играм. Сейчас кризис и сегмент онлайн игр значительно вырос. Как следствие эволюционный скачок к интеграции социальных сетей с MMO. Психологически это вполне понятно. Люди бегут от реальности которую не могут контролировать в реальность контролируемую ими, где всё красочно, сказочно и круто. Там можно прокачаться, купить домики, коровки, оружие, напитки и всякие удивительные вещи. Сознание обмануто и человек экономивший в реальной жизни не желает экономить в этой, запасной реальности. Там- то кризиса нету! Там всё замечательно и можно делать всё-что заблагорассудится. Вот и обменивают люди бумажные деньги из кошелька, на виртуальное золото. За один рубль получи сто золотых монет. Выгодно! Не правда ли? Все люди выглядят глубоко спящими, не осознающими, что реально, а что нет. Сон этот становится всё глубже и качественней. Картинка на мониторе уже обгоняет по степени реализма не только гиперреальную- телевизионную картинку, но и саму реальность. Реальность физического мира спрессована, отфильтрована и отполирована мощьными процессорами. Реальность сжатая до пропорций 6х9 и повинующаяся малейшему движению пальца. Мир игры вывернут на изнанку. Не ты перемещаешся по бесконечному миру, а бесконечные миры крутятся вокруг тебя. Ты центр и они управляются тобой. Множественные реинкарнации в шкуре различных персонажей, в любой эпохе, мире и вселенной на выбор. Можно прожить много жизней, всегда начать сначала, всегда вернуться к точке сохранения. Разве может обыденная реальность сравниться с игровой? Более того! Если голод реальности столь изощьрён, что даже всё разнообразие игр не удовлетворяет его, то есть возможность создавать реальности самому. Освой процесс создания игры и строй свой отдельный мир- небольшой сегмент управляемой вселенной. Не важно будет это флеш- казуалка или нечто трёхмерно- движковое. Законы мира прописываешь ты. Как будет выглядеть этот микромир, тоже определяешь ты. Когда экран выключен- где находится этот искусственный мир? Экран чёрен. Нету ничего. Где-то в недрах жёстких дисков призрак абстрактного двоичного кода, который не пощупать, не понюхать. Когда я смотрю на играющего человека, я вижу два зеркала направленных друг на друга. Сознание уже не присутствует в теле, а метается со скоростью мысли в виде нейронного пинг-понга (первая видеоигра в мире называлась "Понг"). Зеркала отражаются друг в друге, рефлексируют в интерактивности глубочайшей медитации. Если человек- это осознающее зеркало внутри другого зеркала- этого мира, то игра- это ещё одно зеркало, как матрёшка, угнездившаяся чуть глубже. Все зеркальные рекурсии человека многократно усиливаются в зеркале игры. Человек отражается сам в себе в преломлениях игрового калейдоскопа. Но вот игра выключается и рекурсия отражений от внутреннего зеркала игры перепрыгивает на внешнее зеркало повседневного мира. Если начать изучать свойства мира, человека и его игр как зеркала, то это приводит к выводам столь же острым, холодным и сверкающим как открытые грани зеркальных рёбер.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Думаю, что верно подмечены тенденции развития современного общества в плане виртуализации. Но, мне кажется, что здесь принципиально нового ничего нет, а лишь добавлены некоторые более совершенные технологии оболванивания топл, являющиеся порождением технократического общества.

На протяжении многих столетий чего только не изобретали правители народов для подчинения масс. Один из самых интересных примеров находится в Индии с их кастовой системой. Им построили такую виртуальную игру в неприкасаемых, брахманов, шудр и прочих, что уже точно несколько тысяч лет люди живут в иллюзиях, принимая все за абсолютный закон. Уже ничего не говорю про религиозных фанатиков всех конфессий - там тоже все не просто; причем, в этом случае идея надмирной реальности так возбуждает больное воображение, что все жизнь превращается в один большой квест за проповедование идей учения. Чем не игра? :)

В чем отличие современности от предыдущих поколений: машины нас так обленили, что можно все получить за монитором, нажимая кнопочки, без ущебра для здоровья. Нет опасений, что могут забить камнями или сжечь на костре, или где-то в пути просто убьют разбойники. Можно свою модель мира строить не отходя от кассы, что сокращает время и силы на беготню, хотя, конечно, есть и консервативные люди, которые продолжают по старинке работу на улице :)

В общем, произошла просто подмена понятий, но суть осталась той же.

Tonik комментирует...

Ваши комментарии натолкнули меня на ряд уточнений. Видимо имеет смысл разобраться в тенденциях общества как в отражении внутренней природы человека индивидуального и мультичеловеческой фрактальной личности. В этом случае технологии оболванивания толп вторичны, поскольку никто не может быть обманут, только он сам позволяет это сделать. Есть потребность обмануть самого себя и на этот спрос находится предложение. Самообман- слишком резкое слово. Скорее это иллюзионирование в самом себе. Человек как воспринимающее и осознающее существо испытывает голод по реальности. Всё, что он делает на протяжение своей жизни- поглощает реальность в виде информации полученной аудио-визуально-сенсорным способом. Ну а поскольку эта, внешняя реальность воздействует (контролирует) на человека, то человек отражает на реальность то же самое. Стремится её контролировать. Все технические приспособления созданы либо для симуляции ощущений контроля над реальностью, либо для получения ощущений полноты реальности. Окружающий мир, полный дружественных приспособлений создаёт чувство полноты, контроля и комфорта. И как отражение, эти же приспособления контролируют человека. Кто-то абстрактный, где-то оболванивает вполне конкретных людей. Проще говоря без личностное отражение человека контролирует его самого.

Далее...
Приведённый пример с кастовой системой, называется "Варны". Какое-то время я сам был об этом такого же мнения. Дескать это всё предрассудки навязаныен контролирующей элитой. Именно так учили в школе на уроках истории. Позднее, когда я стал глубже и глубже изучать этот вопрос, то пришел к необычному выводу. Варны- это не иллюзорная система, а скорее не технологический (биогенный)способ контроля и управления рекурсией зеркальных отражений между человеком индивидуальным и фрактальным- множественным. Детально описывать природу варн долго. Разумеется эта структура так же искусственна как и та, которую мы наблюдаем сейчас, но она выглядит для меня более естественной и эффективной. Как раз там нет проповедей и лозунгов о процветании и борьбе. Это скорее инструкция по развитию самого себя. Сначала определяешь свою природу, затем согласно механики процесса используешь её для достижения наивысшего результата. Когда нибудь я напишу о варнах.

И последнее. При подмене понятий суть уже не остаётся прежней. Она меняется, даже если это не очевидно.

Анонимный комментирует...

Интересная идея была приведена о контроле индивидууама на самого себя с помощью техники. В этом что-то есть, но все-таки не очень понятна схема контроля масс, если каждый замкнут на своей виртуальной теме? Согласен, что все мы подобны по своей природы, т.е. общество можно рассмотреть, как "мультичеловеческую фрактальную личность", но в тоже время у каждого своя индивидуальная форма.

Тут же, при глобальном сценарии развития общества естественно некоторые вопросы появляются: куда человечество движется (с каким-то порядком или развитие хаотично); как людей мотивировать на что-то, учитывая нашу специфику современного развития, когда первичные потребности (пища, жилье) и, частично, вторичные (машина, компьютер, работа) как-то удовлетворены и др.

Т.е. мне видится пока, что развитие общества и индивидуума хоть и похоже, но идет параллельно, не сильно пересекаясь. Причем, развитие общества можно как-то прогнозировать, хотя бы на цикличность.

Касательно идеи, что "никто не может быть обманут, только он сам позволяет это сделать", то тут можно как согласиться, так и нет. К примеру, если мы рассмотрим взрослого человека, то его осознание намного выше, чем у ребенка, и, поэтому, в своих решениях относительно чего-то он менее подвержен обману; но если рассмотреть ребенка Палестины, когда уже с детсткого сада дети играют с автоматами Калашникова, а взослые их учат ненавидеть израильтян, то тут ситуация меняется с принятием решения и лишь только став взрослым этот ребенок сможет сделать более осознанный выбор и разобраться в ситуации (для себя).

Есть еще один вопрос: что такое эта реальность, которую пытается контролировать человек? В общем-то, можно условно разделить реальность на внешнюю (материальные объекты) и внутренюю (мысли, идеи). Тогда что есть правда (что существует на самом деле)? Вроде бы просто: правда - это то, что хотим получить, то и получаем, но объективна ли получиться эта правда? Пример: когда рухнул союз, стали говорить, что нам нужна рыночная экономика и надо отказаться от плановой, но это же бред - одно с другим связано и невозможно эти вещи разделить; или, есть такое понятие, как сенсорная депривация: галлюцинации сразу приходят безо всяких веществ, то есть мозг выстраивает какую-то свою реальность в отсутствии другой. А еще, вот смотрю из окна на улицу, людей и деревья и думаю: а что это такое у меня перед глазами? :)

Было бы интересно узнать больше о системе Варн. Кстати, присутствует ли она еще в каких-то регионах нашей планеты, кроме Индии или этот эксперимент относится исключительно к индусам?