За последние несколько лет поднакопилось некоторое количество соображений относительно архитектурных структур. Мысли эти, как оказалось, во многом пересекаются с передовыми направлениями архитектурных концепций, на пример, такого направления как Параметризм. Это не удивительно, по скольку, вариантов развития не так много, как может показаться на первый взгляд. Итак...
Существуют проблемы инфраструктуры.
Мы видим, что любая комплексная структура имеет множество проблем проявляющихся со временем.
Города не справляются с возрастающим транспортным трафиком, народонаселение сосредотачивается в крупных городах, сами города имеют минимальный потенциал динамики трансформаций при множестве изменяющихся параметров как внутри масштабируемых редукционных структур, так и при взаимодействии их с другими. Изменение климата, культурные наслоения, конечность эксплуатационного цикла компонентов структур, всё это не минуемо ведёт к колапсу существующих нагромождений макроструктуры искусственной среды, созданной цивилизацией.
Проблемы роявляются на всех уровнях модульной масштбируемости рукотворных втруктур. Как очевидно, человек мало учится у природы или не учится вовсе.
Мы видим в этом необходимость
Каковы причины проблем инфраструктуры?
Единственная причина всех проблем проявляющихся со временем- это человеческий фактор.
Причина первая (статичность и консерватизм):
Люди изобретают и строят рукотворные элементы среды своего обитания исходя из культурных предпочтений своего времени, основываясь на технологиях и знаниях своего времеи. Это приводит к возрастанию роста элементов макроструктур окружения, не приспособленных к единовременному существованию в каждом последующем цикле. Это усугубляется сиюминутными потребностями, при полном игнорировании последующих этапов развития структуры. То есть, всё, что делается человеком имеет характер статичных, завершённых творений, без какой- бы то нибыло возможности адаптации к обновляемым потребностям. Отсюда следует первая формулировка проблемы- Всё создаваемое человеком статично и не трансформируемо, при том, что само человеческое общество всё время обновляемо. Это порождает бесконечную смену тенденций, эстетической ценности форм, модных направлений. Как следствие, мы получаем сопротивление во внедрении инноваций и стазис консерватизма. Очевидно, что у этого процесса существует конечная точка, когда сопротивление нагромождений не утилизируемых элементов макрострктур станет предельным. Тогда мы получим масштабный функциональный коллапс всей структуры, на всех её уровнях, что будет означать, завершение её жизненного цикла- Цивилизационный конец.
Решение проблемы- замена агрегатного состояния накопления и консервирования копий на парсимонию и полиморфизм. Все элементы структуры должны рассматриваться в динамике многомерных взаимодействий на всех уровнях масштабирования. Это возможно, только с применением специфических средств симуляции, генерации таких структур, детальном их исследовании, применении этих средств на практике в широком спектре задач. Это приведёт к эволюционированию среды обитания человека. Сейчас мы наблюдаем только отдельные вспышки таких изменений, которые не становятся массовым и согласованным явлением, по причине противоположного сопротивления всех накопленных и застывших в майнстриме концепций.
Причина вторая (недостаток методологической подготовки, человеческий фактор):
Архитектура рассматривается как конструктивный набор традиционных составляющих- дом- строение, его функции, сегментирование на внутренние помещения, кварталы, города, география системы связей между городами, сети комуникаций и прочее. Фундаментальный принцип архитектуры- баланс между функцией, формой, эстетикой, эргономикой и технологией. Архитектурные изыскания новых форм встречают сопротивление на уровне определения новых элементов в синергетической структуре.
Если изначально предполагается, что дом имеет стены, отделяющие внутренее пространство от внешнего, окна для инсоляции и вентиляции, двери и перегородки разделяющие функциональные зоны, то мы получаем технологически конечное количество вариантов дома. Обычно это строение стремящееся к геометрически простым объектам состоящим из паралельных и перпендикулярных друг другу плоскостей и прямых углов. Пропорции и соотношения регулируются эргономическими и экономическими критериями. В конечном итоге мы получаем унифицированый набор стандартов для компановки вариаций на тему "дом".
Комплексный подход к масштабируемой динамической структуре, предполагает морфичность и развитие структуры. На пример мы имеем два дома и соединяем их крыши навесом из стекла и металоконструкций, теперь у двух домов есть общая крыша большей протяжённости. Сквозной проход между домами закрывается стенами, а между ними размещаются пролёты этажей. Мы можем назвать такое надстраивание- "атриум", но будет ли обновлённая макроструктура одним строением или двумя с добавлением третьего? Это вопрос классификации. Если мы заменим внешние стены домов на сплошные стеклопакеты от пола до потолка на каждом этаже, то можем ли мы называть это стеной или окном? Если перегородки между помещениями представляют собой подвижные блоки от пола до потолка и перемещаясь в горизонтальной плоскости могут формировать любые разделения функциональных зон, любого объёма, то можем ли мы называть их стенами? Или дверьми? Или чем то ещё? Если функциональность зон определяется внутренним наполнением, то блоки модульных, мультифункциональных элементов могут так же потерять статус мебели, а элементы строения могут иметь интегрированные конструкции заменяющие функции мебели. Вся парадигма архитектуры меняется. Структура становится динамичной, трансформируемой, адаптивной. Возникает множество технологических взаимосвязей между конструктивными особенностями структуры на всех уровнях масштабируемости.
Проблема заключается в том, что человек не в состоянии охватить объёмы макроструктур даже на уровне макроблока величиной с квартал. Слишком много взаиосвязанных факторов, которые оказываются в тесной зависимости друг от друга. Слишком много рукотворной деятельности со стороны проектировщика, слишком велик субъектиный фактор, влияние персональных представлений об эстетике и эргономике, традиции, стандарты, изобилие устаревших методов строительства и масса других факторов исключительно человеческого и индивидуального характера. Так, выходит, что все города на планете, только формально имеют глобальный план развития. На деле, это всегда продукты коллективного творчества, где контролируемость общего результата минимальна и всегда найдутся объяснения и обоснования почему всё есть так как оно есть. Сознательное конструирование примитивно, а эстетическое бессознательно. Именно по этому нас окружают ритмично повторяющиеся ряды примитивных жилых блоков, перемежающиеся строениями со статусом произведений искусства разных периодов. Город по сей день остаётся тем, чем был на протяжении всей истории- комплексом разнообразных укрытий интивидуального и общественного пользования, класифицируемых по характеру их использования. Таким образом, город - это набор зданий, здание - набор помещений, помещение - набор объектов собранных в отведённом для них пространстве. Для того, чтобы город, здание, помещение могли быть используемы, необходим баланс заполненного пространства и свободного (не заполненного). Полностью заполненное пространство становится статичным, завершённым и конечным, абсолютно теряя свою функциональность, поскольку там где нет места для движения, не может быть жизни. Пустое пространство содержит максимальный потенциал для использования, по скольку может быть заполнено чем угодно. Так получилось, что фундаментальные принципы архитектуры не разрывно связаны с фундаментальными свойствами окружающей нас вселенной.
Известная нам вселенная, по сути - пустое пространство, частично наполненне разнородным веществом сферической формы. Если рассматривать компаненты этой предельной макроструктуры, не обращая внимания на свойства, то получается, что для развивающейся искусственной среды обитания человека, подходит только узкий диапазон пространства от поверхности сферы в сторону пустоты космического пространства и внутрь, к середине сферы. Чем дальше от поверхности сферы в обе стороны, тем менее пригодно для обитания становится пространство. Внутрь- плотнее и горячее, наружу - разряжённей и холоднее. В обе стороны не более километра от уровня моря. Именно по этому, наиболее пригодные места для обитания в прибрежной зоне мирового океана - планетарной аквасферы. Это исходная величина вертикального фактора пустоты и наполненности пространства. По сути, сама поверхность в этих местах, уже пригодна для обитания, при минимальном вмешательстве человека, для приспособления окружающего его пространства под свои нужды. Не трудно догадаться, что минимальные вмешательства возможны при равномерном распределении функциональных зон в горизонтальной плоскости - поверхности планетарной сферы. Когда нужно сосредоточить большое количество единиц для функционального наполнения, приходится создавать искусственные плоскости. Одну над другой. Гораздо большее количество людей и объектов может быть размещено в одной точке планетарной сферы, при использовании вертикального заполнения пространства. Для этого заполненное пространство необходимо частично опустошить, а пустое заполнить. Получается объём пространства поделеный на уровни искусственных плоскостей перекрытий и отделённое от остального простраства при помощи вертикальных плоскостей - стен.
Очевидно, что человеческое существование имеет фактор накопления. Народонаселение возрастает, возрастает объём пищевых ресурсов животных и растительных, каждый человек оставлят после себя обжитое пространство, наполненное объектами жизнедеятельности. Возрастает интенсивность жизнедеятельности, требуя всё больше пространственно - функциональных структур, таких как - транспортные системы, общественные места, производственные площади и многое другое. Так же, очевидно, что конечное состояние цивилизационной макроструктуры - это точка абсолютного заполнения функциональными подструктурами всей доступной поверхности планетарной сферы. Не трудно расчитать когда будет достигнута эта точка....
По скольку цивилизационое наполнение пространства не однородно, то в некоторых местах сферы ещё далеко до этой точки, а в некоторых она уже давно достигнута. Потенциально наполняемые места планеты - это такой же ресурс как и любой другой, а со временем он становится всё более приоритетным.
При достижении точки наполнения повсеместно, единственный доступный путь развтия макроструктуры и её сегментов в сторону заполнения объёма пространства в обе стороны от поверхности сферы. Диапазон перпендикулярного поверхности вектора развития обратно ропорционален сложности строительства функциональных структур максимально удалённых от поврхности (основания) в обе стороны. Это будет конечной точкой развития и роста всей макроструктуры как таковой, а следовательно и точка достижения завершённости планетарной, человеческой цивилизации в целом. Эту точку тоже можно расчитать. Дальнейшее развитие цивилизации по футуристическому сценарию внепланетарных макроструктур и освоения других планет (хотя это самый обсуждаемый сценарий), то остаётся рассмотреть динамику трансформаций уже имеющейся планетарной макроструктуры, как единственный возможный путь развития уже имеющейся макроструктуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий