пятница, 16 августа 2024 г.

Немного про практику Кобуши но танрен

 

Для тех кто решит заниматься кобуши но танрен (укреплением ударных поверхностей), следует понять пару моментов. Основной момент- это не "набивка", а укрепление рук для того, чтобы можно было достаточно сильно всаживать ударную поверхность в целевую поверхность. Главное тут не убить руки. Ударная техника, соответственно иная чем в боксе. В боксе происходит "панч", что можно охарактеризовать как шлепок. Т.е. это резкие выхлесты и шлепки кулаком. Потому, прямые удары щелчкообразные, а боковые размашистые. В карате, рука двигается как по рельсе, даже при боковом ударе. Имеет огромное значение точная траектория отрабатываемая кихоном. В боксе, принят защищать руки и бить с максимальным усилием. Руки при этом защищаются так, что энергия в месте контакта руки, распределяется на как можно большую поверхность при помощи перчатки или шингарды. К тому-же, бинтование рук нужно для того, чтобы пястные фаланки не расходились в момент удара, что может вызвать растящиение или разрыв связок или подворачивание запястья. В традиционных, окинавских видах карате не используют никаких средств защиты рук. Первое для чего делается кентедате или танрен- это укрепить связки и мышцы запястья и пястных фаланг. Потому делаются отжимания и стойки на сэйкен и пальцах. Первые две пястные фаланги должны образовывать прямую линию с лучезапястными костями. Требуется время для того чтобы связки и мышцы окрепли. Сухожилия постепенно смещаются немного в стороны, суставы постепенно гипертрофируются. Это не быстрый процесс. Ударное шокирование (набивка)- это микротравматические изменениея и если делать это не по технике, то будут травмы рук, что и выражается в опухлости, болезненности даже при нажатии на припухлость. Этого быть не должно. Сам удар по твёрдой поверхности, если это стена, это не удар, а толчок. Нельзя бить стену, дерево или железный столб так же как макивару или как боксёрский мешок. Нужно поставить сэёкен в положение, как если бы вы уже ударили по стене и сделать резкий толчок. Это импульс при условии, что удар уже дошёл до цели. Внешне это вообще никак не видно. Происходит импульс всей массы тела в точку удара. Там огромная куча нюансов как это делать. К примеру, локоть смотрит вниз, рука не распрямляется д конца, прижимание плечевой кости к рёбрам (подмышке) - ваки шимэ, включение ног, таза, там куча микронюансов как должны суставные углы образовывать вектора. Довольно важно напряжение второй руки и её положение в хикитэ, чтобы образовать импульс во всей плечевой дуге от одной кисти до другой. Складываясь вместе, эти микронюансы позволяют развивать импульс кимэ достаточной силы, чтобы точно направить его в маленькую точку, с вектором проникновения в 4-5 см, в глубь поражаемой поверхности. По сути, это можно назвать однодюймовым ударом, только суть не в том, что удар наносится с такого расстояния, а в том, что проникает на такое расстояние внутрь твёрдой поверхности. В тамэсивари, принято бить в точку расположенную на обратной стороне препятствия. Такие толчковые удары служат единственной цели- причинению тяжёлых или летальных травм, как переломы рёбер, черепные повреждения, смещения суставов, разрывы внутренних органов. Это не боксёрские панчи, которыми сотрясают мозги. Более того, самые лютые персонажи нарабатывают удары пальцами- йохон нукитэ, нихон нукитэ, ипон нукитэ. Там всё ещё специфичнее. Там нарабатывается точнейшее перемещение тычковой ударной поверхности в цель по величине соответствующей такой поверхности. Это не удар, требуется максимально быстро поднести ударную поверхность к цели и в момент контакта, воткнуть её в цель. Трахее или глазу не нужно много для повреждения. Хотя, те кто изучает ещё техники кюшо, в состоянии тыкать по нервным окончаниям рук или ног, а это очень сильно снижает функциональность оппонента. Всё это категорически запрещено в современном каратэ, которое теперь спорт, а когда-то именно эти навыки были ключевыми. Т.е. изучалось всё что теперь запрещено, а теперь практикуют всё то, что красиво выглядит, но не имеет катастрофически серьёзных последствий. "Ичигэки хиссатсу" - один удар, одна смерть. Зловещий девиз старого каратэ. Это как ходить в тир, стрелять по мишеням, хранить пистолет, но никогда его не применять. Так и тут. Чтобы уметь драться, нужно просто ходить в спорт-секцию и драться, но тут речь не о драться. Движок самих ударных техник тут другой. Все эти смертопрактики можно нарабатывать только самостоятельно, да и то не всем. У многих кто в это ударяется крыша едет, а потом они тренеруются уже на зоне. Каратэ сейчас выхолощено и стерелизовано полностью. Однако, это даже и к лучшему. Люди занимаются как фитнесом. Ради здоровья, спортивного азарта, как круг по интересам. Белые пижамки, пояса разноцветные. Красота и здоровье. Все счастливы.

Причина по которой я тут решил вывалить всякие мысли, в том, что я как раз интересуюсь кто и как выполняет танрэн практики. Т.е. мне интересно всё что на ютубе есть на эту тему. Однако, полезного извлечь из всего что есть, удаётся совсем немного. В большинстве своём, всё что есть - это реклама того как изуродовать себе руки, методично и с гарантией.

Заметил среди прочего, такое. Едут всяческие спортсмены на окинаву в том числе и снимают там видосы. Видосы интересные. Вот деды по 70 - 80 лет. Руки как такие, будто они всю жизнь на них ходили без обуви. Ноги ещё хуже. Т.е. на руках такие шишаки, что пятка на ноге. Дедов одели в белые пижамки и повязали им чёрные пояса. Задача дедов удовлетворять любопытство заезжих спорт-туристов. Чем они хуже Тайланда или там Кореи? Вот туристы спрашивают- в чём секреты вашего каратэ? Деды уже от этого начинают ржать. Скорее всего, потому как каратэ в понимании японцев это одно, но в понимании окинавцев совсем иное. Дед говорит- вот деревяха вкопана в землю и верёвкой обмотана. Деревяху нужно стукнуть пять тыщь раз. Нет бревна, долби стену. Вот ведро цементом залито и в него палка воткнута. Бери эту штуку и каждой рукой крути раз двести. Вот два горшка с камнями. Хватай пальцами горшки и ходи с ними по огороду туда-сюда, пока не вывалятся, потом снова хватай и снова ходи. Позавтракал значит и долбишь бревно до обеда, крутишь ведро, таскаешь горшки. И так всю жизнь. В результате имеешь уважение односельчан, как главный парень на деревне, который должен быть сыт и счастлив, чтобы односельчане и бедолаги с выселок были живы и здоровы. Если заезжие барагозят, то все знают кого звать решать вопросы. Так что дед долбил бревно и стены, отец долбил и я говорит, тоже долблю. В фик пойми каком поколении, самое правильное занятие по их меркам. Тот же Мотобу Чоку, уже будучи пузатым дедом, ходил в злачные районы окинавы, в кабаки, с единственной целью, найти тех кто не в курсе, что деда нужно обходить стороной. Очень любил он втыкать первую фалангу указательного пальца в разные хрупкие места. При том делал это так быстро, что мало кто успевал понять что произошло. Мутобу считал, что одной ката ему вполне хватит на всю жизнь, умел делать пару ударов руками и ногами. Этими ударами он и фигачил брёвна, стены целыми днями. Окинавские мужики тренировались не в пижамках, а в трусах, пояса друг другу не раздавали, и в общем-то ученичества как такового не было. Просто вот долбишь бревно, фигачишь стену, отжимаешься, таскаешь горшки в санчине. Если нужно кого-то конкретно и наверняка завалить, то вынимаешь из сарая любой садовый инвентарь что в руку ляжет и будь как будет. Есть же всякие и с ножами, мечами, там и пистолетами всякими. Потому, эти вот мужички постоянно пднимают вверх указательный палец, задирают брови и с важным видом напоминают - каратэ только для самообороны. Ну т.е. это важно постоянно всем и всегда напоминать, что это вот долбление бревна голыми руками - это только для самообороны. Если это постоянно повторять, то все вокруг должны в это поверить. Такова стратегия. Вот слух пошёл, что троим разбили черепушки в прошлую пятницу, в кабаке соседнего села. Значит старик Мутобу опять самооборонялся от кого-то. По японским меркам, эти вот окинавцы- дикий и необразованный народ, а эти костоломы, так вовсе маргинальные отморозки. Всякие попытки влить окинавские практики в становление японского каратэ сопровождались непониманием друг друга. Фунакоси пытался сделать это всеяпонским видом спорта. Облагородить как дзюдо, а окинавцы не видели в этом смысла. Надел трусы, долби бревно. Для любого нормального человека, втыкание фаланги пальца в деревяху, по 5000 раз на дню, из года в год - это верный признак имбицила. Японцы не хотели выглядеть как имбицилы и согласились, что долбление деревяхи изредка - это полезное, но не обязательное занятие. Гораздо важнее этикет, ранги, звания, эстетическая составляющая, философское обоснование этого занятия. Всё это было поставлено гораздо выше грубой физухи и примитивному нанесению увечий самым не красивым способом. Основная примитивность окинавского метода, заключалась в единственном вопросе- чем и куда ты хочешь ударить? Из этого вопроса исходил ответ - вот бревно, имитируй чем хочешь ударить и куда. Если будешь делать это от завтрака до обеда ежедневно, то рано или поздно, сам поймёшь как стоять, как поставить руки, как дышать. Ну а если есть дед, который за 40 лет сломал полсотни брёвен и с десяток стен искрошил, то это прям существенно ускорит прогресс. Окинавцев конечно интересовали способы каким ещё частями тела можно бить, куда бить, как при этом стоять, как дышать. За этим они ездили в Китай, приехав говорили, что в Китае занимаются какой-то гейской фигнёй, но есть много интересных моментов, которые позаимствовали и теперь будем внедрять. Так что вот всякие стойки, повторения комплексов, всё это унифицировано, упрощено и формализировано, как садовый инвентарь. Движения надо повторять, иначе забудешь, что там в Китае показывали. Так вот ютуб блогеры едут посмотреть- поснимать тех оставшихся дедов, что всё ещё долбят по стенам голыми кулаками ежедневно и могут рассказать, как правильно воткнуть кулак в пузо, чтобы позвоночник хрустнул. Это как музейные экспонаты. Дедам приятно. Вокруг суета, внимание и уважение. Они с гордостью показывают свои деревянные кулаки и не стесняются говорить, что это смертельное оружие. Но только для самообороны. Потом хитро прищуриваются и смеются. Весь остальной мир смотрит на парные танцы в мягких тапочках и рукавицах, смотрит как девочки в накрахмаленных пижамках изображают балетные па, выясняя кто красивее молотил воздух. Такое вот каратэ.

Чтобы чуть глубже понять противоречия заложенные в карате, в самом его фундаменте, следует немного вникнуть в то как его себе представляли окинавцы и японцы. Тот же Мотобу Чоки или Уэчи Конбун были первыми парнями на деревне. Они получили некоторое образование, считались выходцами из знатного рода. В числе прочих занятий островной аристократии, считалось нужным изучать "боевые искусства". Под этим подразумевалось всякое, в зависимости от местоположения острова. Если в Киото считалось достойным занятием учиться рубить людей как капусту, прокалывать их пиками или нашпиговывать стрелами, то на Окинаве было чуть проще. Там считалось достаточным умение сломать челюсть, нос или конечности. К этому островитяне подходили с полным осознанием важности изучаемого предмета. Делали это методично и с полной самоотдачей. С учётом того, что рано или поздно соседи узнают все ваши приёмчики, следовало обзавестись чем-то секретным. Чтобы соседи не узнали, что в вашем арсенале появился новый способ их убивания. На Окинаве было принято ездить в юговосточную азию и Китай, с целью изучения новых приёмчиков. Китайцы зачем-то обучали окинавцев. Что странно. У меня есть подозрения, что это было что-то вроде госизмены, за умеренную плату. Однако, передавалась внешняя сторона дела, по типу- Делай как я. Повторяй за мной. Всяческие нюансы оставались скрытыми. Так, что по сути, окинавцам приходилось потом самостоятельно доходить или переизобретать смысл того или иного движения методом реверс инженеринга. Окинавцы пребывали в Китае, пока деньги не закончатся, а потом возвращались домой и приступали к анализу того чему успели набраться. Результатом стала, к примеру, книга "Бубиши" с полсотней картинок где один человечек причиняет вред другому разными способами, так же там были картинки и описания в какие места давить и как лечиться если что-то пошло не так. Это радикально отличалось от того чем занимались на Окинаве раньше. Тут уже чувствовалась китайская мысль, что изощрённые способы опрокидывания на землю, заламывания суставов, тыканья в разные точки - это освоение какого-то арсенала практик, где грубая сила не к чему. Тут требуется, ловкость, гибкость, скорость, хитроумие. Такая концепция шла в разрез с окинавским характером, где всё должно быть просто и прямолинейно. Если "Бубиши" была скорее выкраденными или скопированными китайскими инструкциями, то Мотобу Чоки, написал небольшой, уже чисто окинавский трактат с фотографиями самого себя, как он втыкает в бревно кулаки и пальцы. Были какие-то исключительно эксклюзивные соображения по поводу стоек и общефизической подготовки. Примерно то-же самое получилось и у Уэчи Канбуна. Когда японцы решили, что вариантов того что можно делать в белых пижамах и разноцветных поясах, кроме джиу джитсу и дзюдо им не достаточно, только в начале 20 века, Фунакоси Гичин решил масштабировать каратэ на всю японию. С одной стороны, он как-бы был учеником Мотобу Чоки, а с другой презирал его всем сердцем. Оба имели совершенно противоположные взгляды на то что называли каратэ. Фунакоси считал, что форма важна. Он напридумывал много всяких вариантов ката. Ранжировал их по сложности. Взял систему поясов из дзюдо, разбил подготовку с нуля до мастера на некие этапы, упразднил всё, что было бы наиболее травмоопасным. В общем сделал настоящую спортивную организацию с администрацией, рангами и званиями, требованиями, этикетом. Началось обучение студентов высших учебных заведений.

Когда пришло время раздавать друг другу пояса, определяя статус участников всеяпонской организации, то не забыли и Мотобу. Ему выдали пояс с тремя чёрными полосками. Фунакоси Гичину выдали чёрный пояс с пятью полосками. Надо понимать, что они создавали новую всеяпонскую спортивную организацию. Таким образом, они просто решали чей вклад в это общее дело наиболее значим и на основании этого решалось кому сколько полосок упадёт на чёрный пояс. Осмелюсь объяснить наличие бесконечных канов, рю и каев (отдельных стилевых направлений каратэ), тем, что если решил открыть своё додзё имени себя, то автоматом присваиваешь себе чёрный пояс и сколько-то полосок. Все прочие обязаны карячиться, проходя испытания и доказывая свою преданность клубу. Фунакоси был амбициозен и предпреимчив. Он написал на три книги больше чем уважительно презераемый им Мотобу. Он старался расширить спектр поясов, придумывать больше ката, придумывать новые понимания техник, учебных программ, тарался больше философствовать о том что такое каратэ. Мотобу не очень интересовали ката, пояса, учебные планы и всё прочее. Мотобу интересовало бревно и втыкание пальцев в людей. Мотобу считал, что для выяснения того чьё каратэ лучше, нужно просто подраться и всё станет ясно. Фунакоси Гичин позорно наполучал в результате такого выяснения, после чего не хотел ничего слушать про Мотобу Чоки. Он считал его грубым, примитивным и маргинальным каратэкой. Примерно такая же история произошла и с Масутацу Оямой, когда Ояма решил вернуться к полно контактному и жёсткому каратэ. Его тоже считали мутным и полукрииминальным персонажем с замашками садиста. Уэчи Канбун вообще не знал что можно разавать какие-то пояса с рангами. Его это не интересовало. Он учил драться, такими способами, какие Фунакоси Гичин считал варварскими и запретными. Идеи Фунакоси Гичина оказались японообразующими и прижились на мертво. Окинавцы в какой-то момент поняли, что надо бы как-то вливаться в это всеяпонское движение, чтобы не остаться на обочине процесса. Надо одевать белые пижамки, раздавать друг другу пояса и всё остальное, что завещал Фунакоси. Иначе они бы остались деревенскими костоломами, презераемыми всея империей.

Почти у всех сэнсэев был примерно одинаковый набор подвигов. Требовалось победить хотя-бы одного боксёра, который не пойми как оказался в Японии. Требовалось победить какое-то опасное животное, вроде быка, медведя или тигра. В последствии, оказалось, что гордое звание японского каратэ, нужно как-то оправдывать. Мало что известно о стычках каратэк в юговосточной азии. Из того что известно, получали часто. Возвращались в Японию и спорили о том, почему так получилось. Те же поединки тайских костоломов с каратистами заканчивались выносом каратистов на носилках. Боксёры решившие освоить новомодные японские приёмчики тоже часто уделывали каратэк в поединках, почему и считалось что победить приезжего европейского боксёра - это не меньше чем подвиг всеяпонского масштаба. В общем, за что боролись, то и получили. Боролись за безопасный спорт, а оказалось, что выяснение кто лучше через поединок - это не безопасное мероприятие. Зато пояса есть только у японцев! Вот монетизация поясов прошла хорошо. Ну тоесть не каждый может биться на ринге за медаль или кубок, а вот пояс того или иного цвета может получить каждый. Сразу будет понятно, что обладатель пояса - это часть какой-то ранговой системы, а люди очень любят клубы, ранги, звания. Пояса - это такая простая и эффективная система участия, что корейцы, взяли её полностью, но объявили, что нет никаких стилей, а есть всемирная федерация тхэквондо. Тут они японцев обскакали, потому как тхэквондо дебютировало на олимпийских играх в 2000 году и стало мировым трендом в меру безопасного спорта для детей и взрослых обеих полов. По сути, корейцы полностью скопировали каратэ, но со своими названиями и характерными особенностями, устранили все ошибки и создали продукт с мировым охватом. Японские каратисты спохватились, но было уже поздно. Второе тхэквондо, оказалось не нужным не миру ни олимпиаде. То, что было предложено как суррогатный продукт, оказалось не конкурентоспособным, вялым и полным противоречий. Китайцы и вовсе упустили возможность общемирового охвата, предложив ассортимент всякой всячины, слишком экзотичной и под разными названиями. С 1950 по 1960 годы по всей планете стали придумывать свои "исконные" разновидности боевых исскуств. Евреи придумали Крав-мага, Мэстро Бимбо выкатил Капоэйру "Региональ", в США придумали свой Кик-боксинг. Это стало навязчивой идеей, иметь свой вид мордобития или какой-то борьбы и пропагандировать его как международный вид. Почему так, не совсем понятно. Однако, уже в начале этого века, всё разделилось на градиент между показательным ультранасилием по типу ММА, смешанных боёв, боёв по особым правилам, а так же на спортивные, безопасные виды, такие как Тай-бо аэробика, кардио-каратэ и всякие поединки в шлемах, тапочках, панцирях и перчатках, где за сильный удар по сопернику наказывают. Тайцы, хотя и поубирали из своего арсенала самые калечащие приёмы, но локти и колени оставили, проапгрейдили свой бокс, чем определили паритет и даже доминирование над каратистами, боксёрами, кик боксёрами и всеми остальными, если драться по их правилам. Однако, не гласно, все согласны в одном, те исходные методы физической подготовки, что когда-то использовались на Окинаве, действительно могут дать некоторое преимущество, если речь идёт о поединке с летальным исходом. Т.е. если Тай-боксёр или ММАшник начинает практиковать старые и примитивные способы укрепления голых рук и увеличения пробивной способности удара, то это даёт не спортивное преимущество. Причины почему так поступают всегда индивидуальны и всякий практикующий придумывает их себе сам. В основном, это делается не на регулярной основе, но как временное увлечение. Обладатели гипермозолей на руках, так же демонстрируют этим всем окружающим о своих специфических навыках, как борцы демонстрируют всем поломанные уши. Они как бы не вербально сообщают, что могут сломать кости либо кулаком, либо броском о твёрдую поверхность. Это не спортивный и сугубо прикладной навык.

 
 




Комментариев нет: